Десант археологов

Херсонес основали греческие переселенцы с южного
побережья Черного моря в V в. до н.э. — в годы расцвета
Афинской демократии и начала знаменитой Пелопоннесской
войны, в которой Афины будут разгромлены Спартой. Город
существовал на протяжении почти 20 столетий и большую
части своей истории был одним из крупнейших в Северном
Причерноморье.

О том, что южный пригород О том, что южный пригород
Херсонеса использовался его Херсонеса использовался его
жителями как некрополь, историки жителями как некрополь, историки
знали, но серьезных раскопок знали, но серьезных раскопок
здесь не проводилось, а в 1950-е здесь не проводилось, а в 1950-е
годы территория и вовсе стала годы территория и вовсе стала
режимной — здесь расположились режимной — здесь расположились
воинские части. воинские части.

— Иногда при строительстве своих объектов военные натыкались на какие-нибудь древности и тогда вызывали археологов,  — рассказал «Известиям» начальник археологической экспедиции, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Сергей Соловьев. — Так было в 1953 году, когда археологи раскопали керамические мастерские эллинистического времени. В 1970-е годы при прокладке ливневой канализации тоже позвали археологов, и они нашли два склепа.

К началу 2021 года военные в основном освободили эти территории, а в мае здесь на площади в 17 га начались беспрецедентные по масштабу раскопки. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал экспедицию «центральным археологическим событием в России». А возможно, и во всей Европе.

— Памятник очень важный, очень серьезный, поэтому у нас большая комплексная экспедиция, — рассказал Сергей Соловьев. — Работают около 150 человек специалистов и рабочих более 400 человек. В иные дни выходят одновременно до 600 человек. Находок огромное количество — их общее число превысило 800 тыс. И из них более 160 тыс. имеют музейное значение. Это число приближается к общему количеству фондов Херсонесского музея.

Сам музей-заповедник «Херсонес Сам музей-заповедник «Херсонес
Таврический», который сегодня Таврический», который сегодня
теснится в монастырских зданиях, теснится в монастырских зданиях,
получит новые площади. получит новые площади.

Музей уже принял на ответственное хранение порядка  80 тыс. предметов и 12 тыс. включил в фонды.

Экспедицией руководит Институт истории материальной культуры РАН. В ее состав вошли Государственный Эрмитаж, музей «Херсонес Таврический», Институт археологии Крыма, НАО «Наследие Кубани» и Севастопольский государственный университет.

Божественное место

Ученые установили, что к югу от крепостной стены херсонесцы захоранивали умерших, начиная с первых лет основания колонии.

— Судя по всему, здесь были священные участки, на которых проводились поминальные и погребальные церемонии, стояли алтари. В Южном пригороде могли быть и храмовые сооружения, мы их пока не нашли, но работы еще не закончены. У нас есть некоторые свидетельства того, что здесь были своего рода пропилеи — парадные входы со ступенчатыми лестницами. Оформлено было очень красиво, монументально,  — продолжает Сергей Соловьев. — Это знаковое место для античного и римского Херсонеса. Нам попадаются надписи на стенках сосудов — посвящения божествам. Есть интересные рабочие записи, причем, в дорийской диалектической форме. Находим граффити, мраморные вставки в надгробия. Мы знаем имена людей, которые были здесь захоронены.

Надписи не всегда обнаруживаются там, где они были оставлены. С приходом христианства греки утратили почтение к языческим сооружениям и стали разбирать их на стройматериалы — для амбаров, сельских усадеб, колодцев. Здесь продолжали хоронить покойных, но постепенно Южный пригород становился ремесленным и сельскохозяйственным пространством.

— В античном и римском слоях мы нашли бассейны при святилищах — нимфеи, они были связаны с божествами источников,  — говорит заместитель директора Института истории материальной культуры РАН Наталья Соловьева. — Бассейны использовались и в последующее, раннехристианское время, возможно в качестве купелей для крещения. Конструкции источников очень интересны — они вырублены в скале, ступенчатые. Я уже не говорю о колодцах. По-моему, на сегодняшний день их найдено около 50.

Много архитектурных деталей Много архитектурных деталей
и обломов от античных и и обломов от античных и
римских построек использованы римских построек использованы
именно в оформлении колодцев. именно в оформлении колодцев.

Самым ценным объектом археологи считают героон — мавзолей героя, и не исключено, что он был возведен на месте захоронения одного из основателей города. Это уникальная находка для всего Северного Причерноморья.

Археологи работают Археологи работают
в непростых условиях. в непростых условиях.

— Отсюда до моря примерно 300 метров, — уточнил старший научный сотрудник Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев. — Часть крепостных стен Херсонеса уходит под воду. Известно, что за последние две тысячи лет уровень Черного моря поднялся примерно на 3,5-4 м. Поэтому всё, что находилось ниже, ушло под воду. До минус 1,8 м мы фиксируем очень обильный культурный слой. То есть, практически два метра приходится откачивать грунтовые воды. Вот такая полуподводная археология.

Они спешат — полевые Они спешат — полевые
исследования нужно закончить исследования нужно закончить
в середине весны. Потому что в середине весны. Потому что
в феврале 2024 года на Южном в феврале 2024 года на Южном
пригороде Херсонеса должен пригороде Херсонеса должен
открыться историко- открыться историко-
археологический парк в едином археологический парк в едином
комплексе с музеем-заповедником комплексе с музеем-заповедником
«Херсонес Таврический», «Херсонес Таврический»,
основанным еще в 1892 году. основанным еще в 1892 году.

Музей выходит на простор

Музей-заповедник включает городище — собственно Херсонес, сельскохозяйственную округу — хору, средневековые крепости Чембало и Каламита. В его ведении 418 га археологической территории, его коллекция насчитывает более 214 тыс. экспонатов, в архиве хранятся около 90 тыс. документов.

Экспозиция, фонды и основные службы располагаются в постройках бывшего монастыря св. Владимира в городище. Раскопанные участки городища — тоже часть экспозиции. — Музей со всеми его фондами занимает не более 1 тыс. кв. метров экспозиционных площадей — это очень мало,  — сказал «Известиям» директор Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» (фонд выступает инвестором проекта историко-археологического парка) Иван Есин. — Это не соответствует уровню и значению Херсонеса как объекта ЮНЕСКО.

Недостаток экспозиционных Недостаток экспозиционных
площадей — не единственная площадей — не единственная
проблема музея. проблема музея.

— Поскольку наш музей археологический, научные сотрудники нуждаются в площадях,  — говорит замдиректора по музеефикации и охране объектов культурного наследия Татьяна Сарапулкина. — Нужна полноценная лаборатория. У нас никогда не было специальных помещений для камеральной обработки археологических материалов, мы используем обычные рабочие кабинеты. Это самая большая беда.

Из-за нехватки площадей в экспозицию не попадают крупные каменные предметы — надгробия, фризы, часть керамических изделий — а среди них много целых форм. По словам замдиректора музея, недостаточно выставлено материалов с крепостей, многие интересные находки хранятся в фондах — «от каменных ядер и железных наконечников до очень красивой посуды местной и импортной — итальянской, испанской с орнаментом, сценами». Посетителям недоступны многие материалы, посвященные Гераклейскому полуострову до греческой колонизации.

— Херсонес не был вещью в себе, его окружали так называемые варварские племена и хочется показать их достойно,  — отметила Татьяна Сарапулкина. Иван Есин уточнил, что сегодня музей может выставить не более 10% единиц хранения. Притом что с «большого раскопа» музей взял на ответственное хранение еще 80 тыс. предметов.

По этой причине важным По этой причине важным
элементом будущего парка элементом будущего парка
станут новые музейные здания. станут новые музейные здания.

— Мы нацелены на то, чтобы красиво, информативно, увлекательно представить предметный ряд,  — говорит Иван Есин. — В сегодняшней музейной практике это невозможно сделать без мультимедийных технологий, но в центре внимания все-таки будут музейные предметы.

Татьяна Сарапулкина хотела бы видеть в будущей экспозиции некие инсталляции, которые позволят не просто показывать предметы, а встраивать их в какую-то бытовую сцену.

— Можно создать сюжетную реконструкцию использования той же гончарной печи, чтобы человек понял, во-первых, как это видят археологи, а во-вторых, рядом разместить реконструкцию графическую или в 3D,  — объясняет она. — Тогда посетитель музея поймет, как во времена античности использовали эти объекты, как располагалась готовая посуда, почему образовывался керамический бой.

У музея есть идея У музея есть идея
представить Херсонес представить Херсонес
на фоне всей Византии. на фоне всей Византии.

— В виде макетов либо мультимедийно нужно показать другие византийские памятники — в Болгарии, в Турции, в Греции. Чтобы у посетителей появилось понимание места Херсонеса во всей византийской цивилизации— говорит Татьяна Сарапулкина.

Иван Есин подчеркивает, что главный сегмент будущего историко-археологического парка — археологические находки, в том числе архитектурные, которые невозможно переместить. Для их презентации будут использовать в том числе технологии мультимедиа, которые «дорисуют» утраченные объемы и создадут у зрителя целостное представление о сооружении.

— На выявленных архитектурных объектах надстроек, реконструкций и иных новоделов не будет, как того и требует закон,  — заверил директор Фонда. Также с помощью современных методов визуализации зрителям покажут историю города — чем жили люди, как менялось население, какие важные события здесь происходили.

Детям сделают красиво

В парке построят несколько зданий — там, где это позволят археологи, — отмечает Иван Есин. Они будут «подчеркнуто красивы» и выдержаны в стилистике византийской архитектуры, характерной для христианского Херсонеса.

— Концепция парка предполагает несколько сооружений, абсолютно необходимых как музею, так и Севастополю,  — говорит руководитель Фонда «Моя история». — Это объ объ большой музейный кластер: музей Античности и Византии, музей Крыма, а также музей Христианства. Кроме князя Владимира, который крестился в Херсонесе, по его улицам ходил и равноапостольный Кирилл во время своей хазарской миссии. С Херсонесом связана жизнь святителя Климента папы римского, святителя Мартина. Херсонес — город еще неразделенного христианства, и эта его ипостась имеет важное значение для всех нас.

На территории парка откроется Международный археологический центр — на опыте нынешних масштабных раскопок Южного пригорода эксперты предполагают, что впереди еще десятилетия полевых исследований.

— Будет создан археологический ландшафтный парк для проведения открытых раскопок,  — продолжает Иван Есин. — Территория Херсонеса только на городище составляет около 40 га. Она далеко не вся копана. Западную часть никогда не исследовали. Археологический ландшафтный парк позволит археологам работать уже в плановом режиме.

Еще одно новое здание — гуманитарный центр «Корсунь» как филиал «Артека». Сегодня артековцев привозят в Севастополь буквально на четыре часа в режиме однодневной экскурсии. За короткий срок детям нужно увидеть Херсонес, музей обороны Севастополя, 35-ю батарею, достопримечательности горного Крыма и многое другое. Но чтобы полноценно познакомить экскурсантов с этим наследием, необходимо 3-5 дней — и гуманитарный центр «Корсунь» станет местом размещения для юных туристов.

Другой «детский» объект — Другой «детский» объект —
художественная школа, может художественная школа, может
открыться уже осенью этого открыться уже осенью этого
года. Сегодня Севастопольская года. Сегодня Севастопольская
школа искусств ютится на школа искусств ютится на
площади около 50 кв. метров. площади около 50 кв. метров.

— Мы советовались с правительством Севастополя по поводу выбора места,  — рассказал Иван Есин. — Насколько мы понимаем, центр города занят, подходящего места нет. Художники и их ученики сегодня едут на пленэры именно в Херсонес, за его уникальными видами. С одной стороны — раскопки, с другой — нетронутый Запад с какими-то исландскими ландшафтами, с третьей — сам древний город. Размещение на месте воинских частей «Корсуни» и художественной школы — удачная идея, иначе здесь были бы просто пустыри.

Два этих объекта строятся за территорией музея- заповедника, они не входят даже в буферную зону памятника. Помимо нового строительства проект предполагает реставрацию Свято-Владимирского собора, береговых оборонительных батарей и масштабное благоустройство: на большей части площади обустроят пейзажный парк.